Трубники пытаются перебороть тренд Газпрома на закупку труб большого диаметра (ТБД) у единственного поставщика, которым все чаще становится Загорский трубный завод (ЗТЗ). Вопрос обсуждался в Минпромторге, по итогам Газпрому предложено внедрить алгоритм конкурсных закупок ТБД на основе стандарта, разработанного министерством и ФАС. Стандарт предполагает кардинальную смену механизма: лоты максимум на 160 тыс. т, распределение заказа между тремя лучшими предложениями и не более 10 тыс. тонн в год от производителя на условиях единственного поставщика.
С конца 2017 г. жестко пересматривает контрактные и тендерные цены в сторону понижения (на 25–30%). В результате уже не действуют контракты с формулой цены, а тендеры на большие объемы ТБД в 2018 г. переносились либо были признаны несостоявшимися, после чего по этим объемам заключались контракты на условиях закупки у единственного поставщика.
Так, в ноябре ЗТЗ получил рекордный по объемам контракт на поставку 500 тыс. т на 41,2 млрд руб., ТМК — контракт на 255 тыс. т на 21,45 млрд руб. В конце 2017 г. ЗТЗ на условиях единственного поставщика получил трехлетний контракт от «Газпрома» на 250 тыс. тонн ТБД в год.
Мощности трубников РФ по ТБД более чем втрое превосходят спрос на рынке в последние годы — 6 млн т против 1,8 млн. При этом 58% закупок ТБД приходится на Газпром, еще 14% — на Транснефть.
Сейчас Газпром руководствуется внутренними положениями о закупках. Но по итогам совещания ФАС предписано направить компании алгоритм организации конкурсных процедур при закупках. Он будет базироваться на стандарте закупок ТБД, разработанном Минпромторгом и ФАС еще в 2017 г. Предлагается, что закупки у единственного поставщика будут недопустимы, кроме случаев отсутствия альтернативы или устранения аварий, но в любом случае не смогут превышать 10 тыс. т в год у одного поставщика. Размер лота по долгосрочным контрактам (более трех месяцев) не должен превышать 160 тыс. т, в контрактах должна быть формула цены. Также предлагается отдавать 60% лота компании с лучшим предложением, 25% — занявшему второе место и 15% — третье.
Источник: КоммерсантЪ